Глава1. РЕФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1. ВТО и конкурентоспособность
Продолжает действовать неумолимый закон экономики: благосостояние и авторитет любой страны с каждым днем все больше зависит от ее внешнейторговли и при этом едва ли не самый эффективный способ улучшить торговые связи - стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).
Сегодня ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется контроль за соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО за первые шесть лет ее деятельности отчетливо показало, что круг ведения ее вопросов расширяется и, очевидно, в ближайшие годы пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов, внешняя торговля и обмен передовыми технологиями, внешняя торговля и конкурентная политика, ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсальную международную организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой.
Основа деятельности организации
ВТО - это своеобразный, многосторонний контракт. Он состоит, по меньшей
мере, из 56 основных соглашений (~
30000 страниц) и является самым крупным
в мире договором, регулирующим торговлю
практически всеми видами товаров услуг. Заключив его, государство получает
гарантии, что его экспортная продукция
не будет подвергаться какой-либо
дискриминации на рынках других
участников в обмен на аналогичные обязательства.
В настоящее время по правилам ВТО осуществляется ~ 95% всей мировой торговли.
ВТО является преемницей действовавшего с 1947 г
Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и начала свою деятельность
с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения
участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
1.
Основная
задача - содействие безпрепятсвенной международной торговле, недопущение при
этом злоупотреблений и отрицательных последствий. Во многих случаях устранение барьеров, препятствующих
торговле. Это также означает, что
отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть
хорошо знакомы с нормами международной торговли, и уверены в том, сто эти нормы
не изменяться резко и без предупреждения. Иными словами, правила должны быть
совершенно ясными, а их применения последовательными.
2.
Поскольку
тексты соглашений составляются и подписываются сообществом стран, участвующих
во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают значительные дебаты и споры. В
связи с этим, одна из основных функций ВТО заключается в том, чтобы служить
своеобразным посредником в торговых переговорах.
3.
Третьим
важным аспектом работы ВТО является урегулирование споров. Часто стороны, вступающие в переговоры, последуют
разнообразные цели. Соглашения и контакты, включая те из них, которые были
заключены после длительных переговоров
при посредничестве ВТО, часто нуждаются в последующем толковании. Лучше всего
решать спорные вопросы в установленном
ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и
обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в
тексты соглашений ВТО, включен пункт о правилах урегулирования споров.
Структура ВТО с точки зрения ее правовой организации
очень сложна. Заключительный пакет договоренностей содержит документы,
различные по своей правовой и
экономической значимости: от договоренностей, имеющих скорее технический
характер, регулирующих частные вопросы, до самых сложных многоплановых
документов, могущих стать правовой основой мировой торговли товарами и
услугами ближайших десятилетий.
Правовой механизм ВТО можно разделить на несколько главных
составных частей и блоков.
Первая группа - это соглашения генерального типа, своего рода
рамочные соглашения. Таких соглашений три:
1.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле,
2.
Генеральное
соглашение по торговле услугами,
3.
Соглашение
по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Есть еще одно соглашение, которое сейчас не очень
заметно, но которое в будущем может
стать четвертым основополагающим соглашением ВТО. Это соглашение по торговым
аспектам инвестиционных мер. Нет необходимости говорить о том, какое важное
значение эта проблема имеет для России.
Вторая группа - это соглашения, подробно регулирующие
отдельные, более частные вопросы, например, соглашение об импортном
лицензировании, Соглашение о таможенной стоимости и др.
Третья группа - это соглашения, которые регулируют те вопросы,
которые первоначально не входили ни в Генеральное соглашение по тарифам и
торговле, т.е. это те соглашения,
которые вводят в сферу действия ВТО новые области. Это два соглашения,
регулирующие сложные вопросы
технических барьеров в торговле, санитарные нормы и др.
Четретая группа - это решения самих органов ВТО или решения,
родившиеся на основе разбора спорными
конфликтных ситуаций. Таких соглашений очень много. Сведения о них можно найти
в ежегодных отчетах ВТО “WTO Annual report”.
Развитие правового механизма
ВТО происходит прежде всего путем уточнения смысла правовых
норм и создания прецедентов, происходящих при выяснении спорных вопросов разрешения конфликтных
ситуаций.
Еще
одна особенность правовой системы ВТО связана с тем, что правовые нормы ВТО
имеют жесткую связку с правовыми
условиями национальных систем, регулирующих
внешнюю торговлю. ВТО очень четко выдвинула такой принцип: международное право является источником национального
права, регулирующего внешнюю торговлю. То, что закреплено в правовых
соглашениях ВТО, обязательно должно стать
нормами национального права без каких-либо изъятий, исключений,
модификаций. Это заранее выведено за пределы переговоров по присоединению к
ВТО.
Иными словами,
вступая в ВТО, каждая страна обязуется:
во-первых, регулировать свою внешнюю торговлю преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении импортных пошлин;
во-вторых,
устранить различные нетарифные
барьеры, количественные ограничения и другие препятствия к международному обмену товарами.
В мировой практике определилось три пути сближения национального законодательства с правовыми нормами ВТО.
Один
путь его условно называют бразильским. Бразилия сделала очень просто.
Основные документы ВТО были переведены
на португальский язык и с небольшой преамбулой опубликованы в Бразилии,
как бразильские законы. Поэтому эти
документы появились как бы параллельно бразильским законам, но они сразу взяли
на себя основную тяжесть во всех конфликтных ситуациях, т.е. они стали
национальными бразильскими законами.
Второй путь это тот, который можно условно назвать японским. Япония просто заявила
о том, что она признает соглашения ВТО и что в тех случаях, когда возникают какие-либо разночтения, какие-либо
сложные ситуации, обращаться нужно не к японскому закону, как
соответствующему соглашению,
соответствующей правовой норме, действующим в рамках ВТО. И никаких изменений
(точнее коренных изменений) в свои национальные законы пока не вносила.
Третий путь - наш российский. Мы не просто стали пытаться перевести документы ВТО на русский язык и сделать их
национальными законами, а создать национальные законы, включая в них иногда
дословно правовые нормы ВТО, переведенные на русский язык. Этот путь оказался
очень сложным.
С
практической точки зрения вступление в ВТО действительно гораздо более целесообразно, чем подписание множества
соглашений по различным аспектам внешнеторговой деятельности с каждой страной отдельно.
В настоящее время полноправными участниками
ВТО являются 146 государств, причем только 18 из них стали новыми членами:
Эквадор, Болгария -1996 г.
Монголия, Панама - 1997 г.
Киргизия - 1998 г.
Латвия, Эстония - 1999 г.
Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия - 2000 г.
Литва, Молдова, Китай - 2001 г.
Тайвань - 2002
Армения, Македония - 2003 г.
Камбоджа, Непал - одобрены документы об условиях
членства в сентябре 2003 г.
Более
30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них в
том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные
государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения
к ВТО.
Помимо того свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО В т.ч. ООН,
ЮНКТАД,
МВФ, МБРР,
ВОИС др.
Вопрос присоединения России к ВТО имеет довольно сложную историю.
В середине 40х годов СССР активно участвовал в создании основ послевоенной политической и экономической организации мира. Представители СССР в качестве наблюдателей участвовали в международной конференции по торговле и занятости (1948 г. Гавана, Куба). Эта конференция приняла решение о создании международной организации по торговле и занятости. Однако США тормозили создание этой организации, и она так и не была создана. Из ее обломков возникло Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), в которой первоначально принимало участие 23 страны. СССР не стал участвовать в ГАТТ. В последующие годы СССР принял участие в создании конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая, как тогда предполагалась, могла перерасти в международную. Торговую организацию, но этого не случилось.
В конце 70х годов прошлого века руководство СССР приняло решение о сближении с ГАТТ и о получении статуса наблюдателя в этом соглашении. В 1986 году СССР предпринял попытку стать участником Многосторонних торговых переговоров (Уругвайский раунд), однако США помешало этому и статус наблюдателя СССР получил только в 1990 году. Россия унаследовала этот статус в 1992 году.
В 1993 году Россия начала процесс присоединения к ГАТТ, однако, в связи с созданием в 1995 г. ВТО, заявление России было переоформлено на просьбу присоединения к ВТО и процесс присоединения начался заново.
Процедура присоединения, выработанная за полвека существования ГАТТ\ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт этот процесс занимает в среднем 5-7- лет. Все указанные ниже процедуры полностью распространяются и на Россию.
На
первом этапе в рамках специальных рабочих групп ( в рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран,
включая всех основных торговых партнеров.) происходит детальное рассмотрение на
многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима
присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После
этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства
страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры проводятся,
как правило на двухстороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами
рабочей группы.
Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых уступок, которые
присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двухстороннем
Протоколе по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам
принятия на себя обязательств по Соглашениям вытекающим из членства в ВТО
(оформляется в докладе рабочей группы).
В
свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми
обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее
дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны
какого-либо члена ВТО любая страна может обращаться с соответствующей
жалобой в орган по разрешению споров
ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном
уровне каждым участником ВТО.
Одним
из основных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение национального законодательства и практики
регулирования внешнеэкономической деятельностью в соответствии с положениями
пакета соглашений Уругвайского раунда.
По
мнению специалистов Россия вступит в ВТО в течение 2005 - 2006 г.г. В настоящее
время достигнуты договоренности
по таким важным как уровень цен на энергоносители: уровень цен на
энергоносители не будет повышаться по факту присоединения, также в год присоединения
не изменится ни одна пошлина и заложен длительный срок для снижения таможенных
пошлин.
Участие в ВТО дает стране
множество преимуществ. Их получение и является
в прагматическом смысле целью
присоединения. Конкретными целями
присоединения для России можно
считать следующие:
-
Получение
лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
-
Доступ
к международному механизму
разрешения торговых споров;
-
Создание
более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в
соответствие с нормами ВТО;
-
Расширение
возможностей для российских инвесторов в странах -членах ВТО, в частности в
банковской сфере;
-
Создание
условий для повышения качества конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров и
инвестиций на российский рынок;
-
Участие
в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
-
Улучшение имиджа России в мире как полноправного
участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении
- добиться наилучших условий. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития торговли Герман Греф: баланс прав и
обязательств России при вступлении России в ВТО должен способствовать экономическому
росту, а не наоборот.
Кстати вступление Китая в ВТО продолжалось 15 лет, а первые итоги пребывания Китая в ВТО весьма положительны.
Доля страны в мировой экономике
возросла. Темпы внутреннего роста
остаются исключительно высокими. Эксперты признают позитивное влияние КНР на мировую экономику.
Вступление Росси в ВТО означает
ускорение разрушение остатков старого технико-экономического уклада хозяйственной системы России. Реформа технического регулирования
направлена на приведение в соответствие изменившегося уклада российской экономки и системы технического
регулирования.
Для развития
отечественной экономики есть лишь один путь, который и отмечен в Послании Президента «…быстрый и устойчивый
рост может быть только тогда, когда
производится конкурентоспособная
продукция. Конкурентоспособным должно быть
у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и
государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты,
профессора, наука и культура».
Мировой опыт, в частности США, показывает, что эффективными
организационно-методическими приемами, обеспечивающими создание
конкурентоспособной и
высококачественной продукции, являются такие, которые следуют принципам стандартизации и сертификации.
Повышение качества продукции считается
основой его
конкурентоспособности и динамичного поступательного развития производства.
Качество продукции объединяет всю
цепочку от производителя до потребителя продукции и проходит красной нитью через жизненный цикл продукции.
Внедрение системного подхода к управлению качеством как постоянно
действующее требование развивается в
настоящее время одновременно в трех направлениях:
1. Внедрение
систем качества на основе международных
стандартов ISO
9000 или системы всеобщего управления качеством TQM;
2. Снятие технических барьеров в торговле на основе
концепции «общего рынка»;
3. Обеспечение
устойчивого развития внутри общества «культуры качества».
Вопрос снятия технических барьеров относится
к сфере технического регулирования и снятие технических барьеров возможно только при использовании механизмов
технического регулирования
2. Техническое регулирование
Через деятельность государства в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием понимается действия государства, с помощью установленных норм и правил, организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.
На
современном этапе изготовитель и его торговый
посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок
и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:
-
обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом
законодательстве;
-
рекомендуемых требований стандартов к качеству
продукции;
-
подтверждения
соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и
декларации соответствия.
Перечисленные выше документы - техническое законодательство,
стандарты, сертификаты (декларации) соответствии - являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием.
Иначе говоря, техническое регулирование - это правовое регулирование в
трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка
соответствия.
Товар
отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем
пути различного рода барьеры, и, прежде всего тарифные (таможенные пошлины,
квоты) и технические (нетарифные).
Под техническим барьером
понимаются различия в требованиях международных и национальных
стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой
затратам средств и (или) времени для
продвижения товаров на соответствующий
рынок.
Приведем примеры технических барьеров.
Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока
«Можайское» и «Милая Мила», т.к. в продуктах
был обнаружен сульфонамид -вещество, потенциально способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина заключалась в различии требований
международных и национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые
продукты в целом более жесткие, но тест на сульфонамид ими не был
предусмотрен. В связи с этим были
проведены переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования.
Это пример естественного технического барьера.
Но можно говорить и об
искусственно созданных технических барьерах для России, как страны не
являющейся членом ВТО.
Так, поставленные на рынок Швеции и Швейцарии отечественные автомобили
были выполнены с учетом требований
такой международной организации, как ЕЭК ООН. Однако импортеры вышли за рамки
требований: в Швеции были предъявлены более жесткие требования по токсичности
выхлопных газов; В Швейцарии установили норму по уровню шума 77 дБ, в то время
как по нормам ЕЭК ООН допускается до 80
дБ. Также можно привести множество подобных примеров, касающихся продуктов
питания импортируемых Россией, причем количество завышенных требований достигает 15 позиций.
Существование и значимость барьеров определяется политикой государств, в частности устанавливаемой ими системой технического регулирования.
Действующий в России Федеральный закон
«О техническом регулировании» сыграет
решающую роль в реализации нашей страной Соглашения по техническим барьерам в торговле. По мнению
специалистов, техническое регулирование
позволит обеспечить значительно больший прирост ВВП, чем все тарифное
регулирование.
Закон «О техническом
регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 г. Герман Греф назвал одним из самых важных законов принятых
Государственной Думой в 2003 г.
Практика показывает, что не существует
простого соответствия между объективным значением тех или иных изменений экономической системы,
экономической политики и их свойствами
быть замеченными и легко осмысленными
участниками экономического обмена. Одним из примеров, подтверждающих данный тезис, является проблема
реформирования технического регулирования, которая встала на повестку российских реформ в начале ХХ1 века. По
масштабам ожидаемых изменений данная
реформа вполне сопоставима с такими преобразованиями первой половины 90-х годов прошлого века как либерализация цен и
приватизация. В этой связи с реформой технического регулирования связаны не только надежды, но и очень
большие риски.
Закон о техническом регулировании предполагает реформу технического регулирования в части технического законодательства, стандартизации и оценки соответствия. По мнению специалистов, реформа не только назрела, а явно перезрела. Страна вошла в рынок, но система технического регулирования осталась по инструментарию советской, а по смыслу «заточенной» на окологосударственную коммерцию. С такой системой мы обречены на вечное отставание, на провалы в мировой конкуренции, на инвестиционный голод потерянные проценты ВВП. Цена вопроса - темпы роста и место России на мировом рынке [ 23].
Принципиальная схема положений системы технического регулирования представлена на рис.3.
Рис.3 Принципиальная схема положений системы технического регулирования
3.Технчекое законодательство
3.1. Технический регламент
Соглашение по техническим барьерам в торговле признает за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы - технические регламенты, стандарты, требования по соблюдению которых, являются добровольными.
Технические регламенты должны базироваться на научно-обоснованных данных; должны быть сформулированы и должны применяться таким образом, чтобы не создавать произвольных и ненужных препятствий в международной торговле. Технические регламенты должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования и не должны быть более обременительными для импортных товаров, чем для товаров национального производства.
В соответствии с соглашением по техническим барьерам новый закон «О техническом регулировании» предполагает разработку и принятие целого блока технических регламентов, документов, которые должны исчерпывающим образом описывать требования, предъявляемые к тому или иному виду деятельности.
По предварительным расчетам технических регламентов специальных, т.е. адресованных конкретным видам деятельности у нас будет примерно 2000 штук. Сейчас находится на разных стадиях обсуждения свыше 40 проектов технических регламентов.
В новом законе принципиально новое понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер.
Главная задача разработки технических регламентов - безопасность.
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.
В законе «О техническом регулировании» определены цели принятия технических регламентов:
-
защита жизни и здоровья граждан, имущества
физических или юридических лиц,
государственного или муниципального имущества;
-
охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
-
предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Также установлены принципы технического регулирования:
1.
независимость
органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и
приобретателей;
2.
недопустимость
совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации
(Этот принцип реализован приказом Госстандарта России от 08.04.02 № 84 "«О
разграничении осуществляемых ЦСМ Госстандарта России функций по государственному
контролю и надзору и обязательному подтверждению соответствия, которым отменено
действие аттестатов аккредитации 45 органов по сертификации, т.е. по
существу Госстандарт вывел из состава
ЦСМ органы по сертификации.)
3.
Недопустимость
совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
4.
Недопустимость
внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением
технических регламентов. В указанных принципах 1-4 проводится идея обеспечения
независимости субъектов технического регулирования;
5.
применение
единых правил установление требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ
или оказанию услуг;
6.
единая
система и правила аккредитации;
7.
единство
правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур
обязательной оценки соответствия;
8.
единство
применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.
В рассмотренных принципах 5 - 8 проводится идея единообразного подхода к
формированию элементов технического регулирования (аккредитации, испытания) и
требований технических регламентов (ТР);
9.
соответствие
технического регулирование уровню развития национальной экономики, развития
материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
10. недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
Главная цель технического регулирования - принятия технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды жизни или здоровья животных и растений, предотвращения действий вводящих в заблуждение приобретателей. По предварительным расчетам технических регламентов специальных, т.е. адресованных конкретным видам деятельности у нас будет примерно 2000 штук. Сейчас находится на разных стадиях обсуждения свыше 40 проектов технических регламентов.
Технический регламент должен содержать:
-
исчерпывающий
перечень продукции и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), а именно:
производство, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, в отношении
которых устанавливаются требования технического регламента;
-
правила
идентификации объекта технического
регулирования
(идентификация продукции -
это установление тождественности характеристик ее существенным признакам);
-
минимально
необходимые требования, обеспечивающие
безопасность продукции и процессов ЖЦП.
В техническом регламенте
также могут содержаться :
а) правила и формы оценки
соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия);
б) предельные сроки
оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;
в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам
и правила их нанесения.
Содержащиеся в техническом регламенте обязательные требования к продукции, процессам ЖЦП, правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, маркировке и упаковке (и правила их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент.
Перечисленные требования, не включенные в ТР, а регламентированные иными документами, не могут носить обязательный характер. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящих из отдельных стран и мест, в том числе ограничение ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.
Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» предусматривает два вида технических регламентов:
1.
общие
технические регламенты;
2.
специальные
технические регламенты.
Требования общих ТР обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП, принимаются по следующим вопросам:
-
безопасная
эксплуатация зданий, строений, сооружений и безопасного использования
прилегающих к ним территорий;
-
пожарная
безопасность;
-
биологическая
безопасность;
-
электромагнитная
безопасность;
-
экологическая
безопасность;
-
ядерная
и радиационная безопасность;
-
единство
измерений.
Наряду с общими и специальными техническими регламентами в ряде случаев может оказаться целесообразным выделение макроотраслевых технических регламентов, включающих требования, являющимися общими для большинства групп продукции или процессов ее производства В качестве примеров можно привести общие требования к машинам и оборудованию, общие требования к продукции пищевой промышленности.
Таким образом, для ряда отраслей или видов деятельности система технических регламентов фактически оказывается трехуровневой:
общие технические регламенты;
специальные макроотраслевые технические регламенты;
специальные отраслевые технические регламенты.
Требования специальных ТР учитывают технологические и иные особенности
отдельных видов продукции ЖЦП - процессов производства, хранения, перевозки,
реализации и утилизации.
Специальные ТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам ЖЦП, степень риска причиненного вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими ТР. Специальные ТР могут касаться широкого круга вопросов, например, специальный технический регламент «Безопасность машин и оборудования» или касаться определенной продукции, например, специальный технический регламент «Высоковольтное оборудование».
3.2. Порядок разработки технического регламента.
Технический регламент принимается
федеральным законом в порядке, установленном для
принятия федеральных законов.
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое юридическое и физическое лицо.
О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (журнал «Вестник технического регулирования» - печатное издание федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию) и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (на сайте www.gost.ru).
С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица приостановить ему копию проекта технического регламента.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регулирования также должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
В исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.
Также технический регламент может быть принят международным договором.
До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте.
По закону разработкой технического регламента может заниматься любое физическое и юридическое лицо. При этом понятно, что все издержки, связанные с разработкой регламентов несет разработчик. Впервые у нас производители и потребители продукции имеют возможность разработать закон, по которому им предстоит жить и работать.
В ноябре 2004 года Правительством РФ утверждена программа разработки технических регламентов на 2004-2006 г.г., в которой представлено 74 позиции.В течение двух лет за счет федерального бюджета будут разработаны первые технические регламенты.
3.3. Зарубежный опыт технического регулирования
Анализ зарубежного опыта в
области технического регулирования показал, что наиболее представительным является европейский опыт, базирующийся на принципах нового и
глобального подхода. В этом смысле он и
интересен для нас. Кроме того, есть
положительные аргументы за то, чтобы в
качестве базовой была взята именно
европейская модель.
Почему ?
1. Система
технического регулирования, принятая в странах ЕС, сегодня рассматривается как
эффективная модель для международного
сотрудничества и обеспечения результатов оценки соответствия, поскольку
изначально создавалась для формирования
единого экономического пространства.
Международная модель
технической гармонизации на
надлежащей практике регулирующих органов при разработке, адаптации и внедрении
технических регламентов путем применения
международных стандартов.
Эффективность европейского подхода к сфере технического регулирования
подтверждается наличием ряда взаимных
соглашений о взаимном признании
результатов оценки соответствия с такими странами как Япония, США, Новая Зеландия, Швейцария, Израиль.
2. Наличие
в Е большого числа директивных и других документов, отражающих
методологию и практику технического
регулирования, которые могут
использоваться при формировании российской системы.
3. Страны
ЕС являются наиболее крупными
партнерами России в товарообороте, а в
настоящее время в вязи с вступлением новых членов в ЕС их доля в торговле с
нашей страной еще более возрастет, что
необходимо учитывать при анализе модели
регулирования. По данным
статистического комитета ЕС, экспорт
из России в страны Евросоюза на
конец 2002 г. составил 1,6 млрд. евро и
имеет постоянную тенденцию к увеличению.
Гармонизация подходов в сфере технического регулирования создаст
благоприятные условия для свободного
обращения товаров на соответствующих рынках, для взаимного признания результатов подтверждения
соответствия, проведенных в России и в странах -членах ЕС. Это позволит
снять имеющиеся в настоящее время торговые барьеры, сократит
расходы на подтверждение соответствия
поставляемых товаров, будет способствовать
экспорту отечественных товаров.
На каких же принципах основывается современная европейская модель технического
регулирования? Эти принципы сформированы в рамках реализации нового подхода к технической гармонизации и
стандартам, принятого в ЕС в 1985 г., и
глобального подхода к оценке соответствия. Они направлены на создание условий свободного
перемещения товаров на всем пространстве ЕС при обеспечении
необходимого уровня их безопасности.
Основные принципы
нового подхода сводятся к следующим:
-
в директивах
на продукцию задаются
обязательные для выполнения общие
(существенные) требования безопасности;
-
задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты, добровольные для применения
и разрабатываемые в установленном
порядке следующими организациями СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ;
-
продукция, выпущенная в соответствии с
гармонизированными (с директивой ЕС)
европейскими стандартами, рассматривается как соответствующая общим (существенным) требованиям директивы (принцип презумпции соответствия);
-
если изготовитель продукции не желает воспользоваться
гармонизированным стандартом или такого стандарта нет, то он должен доказать
соответствие продукции общим
(существенным) требованиям директивы,
как правило, с помощью третьей стороны.
-
перечень гармонизированных с Директивой европейских
стандартов публикуется в официальном
издании (журнале) совета ЕС;
-
продукция может поступать на на рынок ЕС только после процедуру оценки соответствия;
-
надзор за рынком
обеспечивают государственные органы.
Глобальный
подход по
существу определяет основы процедур и
условий обязательного подтверждения
соответствия. Используются следующие принципы.
1.
Процедуры состоят из модулей, относящихся либо к
проектированию, либо к производству, либо к тому и другому.
2.
Используется несколько процедур оценки соответствия,
которые являются полноценными с точки зрения
результатов.
3.
Выбор процедуры
оценки из числа установленных в директиве предоставляется
изготовителю.
4.
Результат оценки, предусматривающий контроль непосредственно продукции или
производственного процесса (системы качества), рассматривается как равноценный.
5.
Процедуры оценки соответствия в зависимости от требований директивы осуществляют изготовитель и
нотифицированный орган, уполномоченный
на проведение работ по
конкретной директиве органами власти государства-члена ЕС.
6.
Уполномоченный орган должен быть третьей стороной соответствовать EN серии
45000.
7.
Результатом оценки соответствия является
декларация о соответствии и маркировка продукции знаком «СЕ».
8.
Процедуры оценки
не должны быть излишне обременительными для изготовителя.
По существу перечисленные основные принципы и определяют модель
технического регулирования в странах ЕС. Исключительно важно, что эти принципы
представляют собой целостную систему. Другими
словами, исключение из этого набора
хотя бы одного принципа нарушает
системность подхода. Из этого факта
следуют очень важные выводы
относительно структуры директив. Например,
реализуя принцип нового подхода, в директиве необходимо в обязательном порядке устанавливать:
1.
требования безопасности в виде общих правовых норм, устанавливающих
цель обеспечения безопасности, но не
средства и способы обеспечения;
2.
принцип презумпции
соответствия и его практическую
реализацию путем косвенной ссылки на
европейские стандарты в официальном издании Совета ЕС;
3.
процедуры оценки соответствия общим требованиям
директивы;
4.
критерии уполномочивания органов по оценке
соответствия.
В настоящее время область
применения директив нового и
глобального подхода существенно
расширяется. Это и оборудование
высокоскоростных железнодорожных
систем, и судовое оборудование, и упаковка, и переносное оборудование,
работающее под давлением и др. Планируется разработка новых директив в области пищевой продукции, поддерживаемых
европейскими стандартами.
3.4. Организации по техническому регулированию
По реализации реформы технического
регулирования работают следующие организации:
-
стратегию по техническому регулированию определяет
рабочая группа Администрации Президента России, руководитель Данилов-Данильянц;
-
федеральный орган исполнительной власти -
Минпромзнерго, а именно, Департамент
технического регулирования и
метрологии - директор М.Глазатова;
-
национальный орган по стандартизации -
Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии - председатель М.Элькин;
-
разработку методических документов осуществляет, созданный
в июле 2004 г. - Национальный институт технического регулирования,
председатель правления А.Рубцов.
Принимая во внимание
значимость реформы технического
регулирования в РФ для успешной реализации задач экономического роста и учитывая новизну и сложность проблем,
возникающих в ходе реализации реформы,
Международный клуб «Экономист»
(Александр хаус), Экономическая рабочая
группа при Администрации Президента РФ, Департамет технического регулирования и метрологии
Министерства промышленности и
энергетики РФ, Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии, Комитет Государственной Думы по экономической политике,
предпринимательству и туризму, Комитет Совета
Федерации по промышленной политике, Союз участников потребительского
рынка (СУПР), Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий
(работодателей), Общероссийская
общественная организация малого и
среднего предпринимательства «ОПОРА России, Общероссийская общественная
организация «Деловая Россия», Национальный институт технического регулирования
и Центр стратегических разработок
объявили о создании в рамках проекта «Бизнес и власть независимой
«переговорной площадки»
в
целях:
-
ускорения реформы технического регулирования в РФ;
-
обеспечения открытости и гласности при подготовке
проектов технических регламентов;
-
согласования позиций всех заинтересованных лиц в
процессе подготовки проектов технических регламентов;
-
обеспечения соответствия требований технических регламентов уровню развития
материально-технической базы и уровню научно-технического развития;
-
достижения компромисса между интересами препринимателей и потребителей при
принятии технических регламентов и
национальных стандартов.
Задачами переговорной площадки» являются:
-
обсуждение актуальных проблем технического
регулирования;
-
привлечение представителей бизнеса к участию в реализации реформы технического регулирования;
-
выявление административных барьеров, препятствующих
эффективной работе бизнеса;
-
обсуждение концепции проектов технических
регламентов;
-
организация диалога между бизнесом, властью и
потребителем с целью нахождения компромиссных решений;
-
информирование общественности о результатах реформы
технического регулирования.
Еще одна переговорная площадка открыта на базе Всероссийской торгово-промышленной палаты.
3.5. Сущность реформы технического регулирования
Развитие рыночных отношений в России и расширение внешнеэкономических связей определили необходимость реформирования отечественного законодательства в области нормирования, стандартизации, государственного надзора и подтверждения соответствия.
Суть преобразований сводится к тому, чтобы на основе рационального сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования, гармонизации с международной практикой этой деятельности обеспечить безопасность продукции и повышение ее конкурентоспособности.
Закон «О техническом регулировании» предусматривает срок семь лет для принятия ТР. Почему семь лет? Просто посчитали, что критическая масса ТР, которая будет свидетельствовать о том, что реформа состоялась, за семь лет физически может быть принята.
Это означает, что в течение семи лет на новые нормативные рельсы должна быть переведена вся экономика. В настоящий момент критическую массу ТР специалисты определяют от 500 до 2000 шт. Сейчас действует та нормативная база, которая существует там, где технические регламенты пока еще не приняты. Как только принимается ТР, отменяются ГОСТы, САНПИНы, СНИПы и разного рода другие нормативные документы ведомственного характера. Более того, с момента вступления закона «О техническом регулировании» в силу ведомства не имеют права принимать никакие новые нормативные документы.
По истечении 7 лет, отведенных законом на реформирование, должно быть достигнуто сближение позиций по техническому регулированию с ведущими зарубежными странами. Это позволит российскому бизнесу на равных войти в мировое торговое сообщество, адекватно реагировать на происходящие в мировой экономике изменения, противостоять и выигрывать в условиях жесткой конкуренции с иностранными производителями.
Для очередности принятия регламентов в настоящий момент готовиться специальная программа.
Поскольку основная цель ТР - именно безопасность потребителей, первую очередь, по логике вещей, специальные технические регламенты должны разрабатываться для отраслей, которые непосредственно выходят на потребителя: пищевая и легкая промышленность. Также первоочередным направлением являются бюджетообразующие отрасли: нефтедобыча, газодобыча, переработка нефти и газа, транспортировка нефти и газа. Второе приоритетное направление - высокотехнологические производства.
Закон «О техническом регулировании» является рамочным. Он создает новую конструкцию, в которой обязательными для всех отраслей, видов деятельности или продукции будут только требования безопасности.
Все нормативные правовые акты РФ будут приведены в соответствие с нормами закона. Будет проведена инвентаризация всей действующих обязательных требований. Сейчас у нас действует по разным источникам от 40000 до 60000 нормативных ведомственных документов. Все их знать не может никто, такое количество обязательных документов порождало необозримость обязательных требований, которые невозможно знать и исполнять. С принятием закона резко повышается уровень прозрачности нормативной базы. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
В настоящее время создан информационный фонд технических ТР и стандартов. Данный фонд образован на основе ВНИИКИ Постановлением правительства РФ в августе 2003 г.
Не бывает продукции совершенно безопасной, любая продукция опасна, а задача ТР ограничить уровень опасности. В законе взят курс на приоритетное обеспечение безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации с опорой на методологию риска. При этом безопасность в Законе трактуется «как отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений».
Проблемы безопасности становятся исключительно актуальными для всего мира, а для России - особенно. Ежегодно в авариях и катастрофах в России гибнет 50 тыс. человек, получают травмы более 250 тыс. человек, а ущерб составляет свыше 500 млрд. рублей. И эти цифры растут со скоростью 10-30% в год. По мнению экспертов в недалеком будущем экономика страны уже будет не в состоянии в полной мере восполнять потери от чрезвычайных ситуаций, если не принять адекватных предупредительных мер по снижению рисков. В 2001 году на российский потребительский рынок было предотвращено поступление более 100 тыс. тонн недоброкачественных пищевых продуктов. В настоящее время по мнению специалистов, ситуация на рынке не только не улучшилась, но и значительно обострилась в результате поступления на российский рынок огромной массы фальсифицированной продукции. Все сказанное в полной мере относится и к Свердловской области.
Между тем за рубежом были разработаны и успешно (в плане обеспечения безопасности) используются всемирно известные системы управления рисками. Например, в производстве пищевой и медицинской продукции популярны и хорошо зарекомендовали себя стандарты НАССР и GMP. Для обеспечения безопасности технических систем широко используется ресурс информационных технологий, реализуемый с помощью широко известных серий стандартов IDEF, CALS, SADT, CASE.
Отличительная особенность этих направлений технического регулирования - жесткая регламентация работ в пределах всех стадий жизненного цикла продукции и, особенно, на стадии проектирования. Это является практическим воплощением принципа упреждения ущербов и, как утверждают эксперты, обходится в 10-15 раз дешевле борьбы с последствиями неблагоприятных исходов. В развитых странах, благодаря современным системам технического регулирования, удалось за последнее десятилетие сократить число аварий и катастроф в 7-10 раз.
В сущности, перечисленные стандарты относятся к управлению сложными системами, во многом предопределившему успехи развитых стран. На международном уровне потребность в соответствующей запросам времени регламентации систем управления привела к разработке принципов TQM (всеобщее управление качеством), нашедшим наиболее последовательное воплощение в стандартах системы менеджмента качества ИСО 9000 и менеджмента окружающей среды ИСО 14000.
Низкий уровень корпоративного управления влечет за собой целый ряд негативных последствий, непозволяющих выйти российской экономике на траекторию устойчивого развития.
Известно, что капитализация российских компаний в настоящее время мала, в том числе по причине слабого внимания к нематериальным активам (конкурентоспособности продукции и услуг, уровня корпоративного управления, опытности персонала, открытости компании, владения технологиями и т.д.). От недостатка этого внимания мы несем потери по многим направлениям экономических отношений. Например, важной методологической основой для организации финансирования инвестиционных проектов является сложившаяся на Западе дисциплина «Управление проектами». Эту дисциплину международные финансовые институты (МБРР. ЕБРР, МФК и др.) адаптировали под свои интересы. В результате их участие в инвестиции проектов основывается на тщательно разработанной базе регламентов и стандартов. Российские же соискатели инвестиций на внешнем и внутреннем рынке капиталов владеют этой базой достаточно слабо.
Поэтому установка закона «О техническом регулировании» на повышение статусов международных стандартов и других нормативных документов исключительно важна, тем более что по многим современным направлениям технического регулирования нормативная база только начинает формироваться (например, в области риск-менеджмента ГОСТ Р 51897 -2002).
России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственной системы технического регулирования. При этом обязательные требования к безопасности, согласно Закону «О техническом регулировании» будут сосредотачиваться в ТР, являющихся федеральными законами, следовательно, выполнение их требований будет обеспечиваться силой государства. В тоже время национальные стандарты будут содержать только добровольные требования и их действенность будет обеспечиваться механизмами рынка. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны -противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.