Глава 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

1. Содержание стандартизации

1.1.Сущность стандартизации

 

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения

Объект стандартизации - продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие ли подвергающиеся стандартизации.

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации - выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Для того, чтобы наилучшее решение позволило достичь упорядочения в определенной области необходимо, чтобы это наилучшее решение стало достоянием большого числа предприятий и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании наилучшего решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Можно выделить 4 стадии работ по стандартизации:

Если основная цель ТР заключается в защите жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции.

Основным результатом работ по стандартизации является принятие такого нормативного документа, как стандарт.

 

1.2.Нормативные документы по стандартизации

 

Реальные условия функционирования российской экономики и интегрирование в мировую экономику потребовали принятия ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающего государственное регулирование в области определения, подтверждения соответствия и государственного надзора обязательных требований, а также иных требований, на добровольной основе, позволяющих повысить уровень безопасности и качество продукции, обеспечивающих ее экологическую безопасность и конкурентоспособность.

Таким образом, просматривается двухуровневая модель технического регулирования, которая предполагает наличие двух основных видов документов:

-          технических регламентов, имеющих статус законодательного документа, содержащего требования, обязательные к исполнению;

-          национальных стандартов - добровольно применяемых документов, содействующих соблюдению требований технических регламентов, являющихся доказательной базой при их реализации.

Нормативный документ - это документ, устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. Но выбранный стандарт может предусматривать его обязательное выполнение (в целом или отдельных разделов) в случае, если этот документ:

- конкретизирует общие требования технического регламента (закона, директивы);

- включен в контракт, между субъектами хозяйственной деятельности, который имеет ссылку на стандарт.

В зависимости от сферы действия в нашей стране и за рубежом различают стандарты разного статуса: международные, региональные, национальные (рис.4).

К международным стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации - ИСО, Международной электротехнической промышленности - МЭК, Международный союз электросвязи - МСЭ, Европейская экономическая комиссия - ЕЭК ООН, Международный союз по атомной энергии - МАГАТЕ. В практике международной стандартизации основное значение при разработке стандартов на продукцию придается установлению единых методов ее испытаний, требований к маркировке, терминологии. Международными стандартами также устанавливаются требования к продукции с точки зрения безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Международные стандарты не являются обязательными, однако, в условиях острой конкуренции изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своей продукции требованиям международных стандартов.

Рис.4 Пирамида нормативных документов

Рис.5. Знак соответствия европейским нормам

Нормативные документы регионального уровня представлены документами ЕС, СНГ и др.

В рамках ЕС действует техническое законодательство, представленное постановлениями и директивами Совета ЕС, а также евростандартами. Если евростандарт направлен на обеспечение конкретной директивы, то он имеет обязательный характер и называется гармонизированным стандартом. Продукция, отвечающая требованиям гармонизированного евростандарта и соответствующей директивы, маркируется знаком СЄ (рис.5). Маркировка товара этим знаком дает ему дополнительные преимущества. Особенность большинства евростандартов заключается в том, что в их основу закладываются, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран.

Стандарты СНГ - это региональные стандарты - ГОСТы, существующие как категория нормативных документов с 1992 г. В рамках крупных государств функционируют национальные стандарты: BSI Британского института стандартов, NF Французской ассоциации по стандартам, DIN Немецкого института стандартизации и т.д.

К нормативным документам по стандартизации в России согласно закону «О техническом регулировании» относятся:

- национальные стандарты;

- общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

- нормы, правила и рекомендации по стандартизации;

- стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации.

 

1.3. Функции стандартизации

 

Стандартизация имеет 4 функции.

Экономическая функция выражает себя через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются оптимальные качественные характеристики.

Информационная функция стандартизации проявляет себя через создание нормативных документов, классификаторов и каталогов продукции, эталонных мер и т.п.

Социальная функция стандартизации проявляется через включение в нормативные документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно0-гигиеническим нормам и возможности экологической утилизации отходов.

Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации.

 

1.4. Роль стандартизации в современных условиях

 

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. По данным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста относилась к эффекту от применения стандартов.

О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США достигла 70 млрд. долл. в год, а прибыль достигает 1000%.

Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие потрясающие результаты.

Каковы современные проблемы стандартизации?

  1. Низкий динамизм стандартизации. При парке в 24600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять минимум 3,5 -4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5-10 летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитываются прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма - недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведены.

  2. Слабая работа в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.

  3. Низкое качество работы технических комитетов. Имея глубокие познания в конкретных отраслях деятельности, члены комитетов слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации.

  4. Необходимо восстанавливать утерянные в последние десятилетия службы по стандартизации на предприятиях.

По закону «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Национальный орган по стандартизации - это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Постановлением Госстандарта России от 2.09.2003г № 100 определено, что до введения в действие основополагающих стандартов национальной системы стандартизации РФ разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов РФ, внесение в них изменений и отмену следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2- 92 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов». ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ПР 50-74-94 «Правила по стандартизации. Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

Разработку и применение межгосударственных стандартов следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСР Р 1.8-95 «ГСС РФ Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов».

Постановление Госстандарта от 27.06.2003 г. № 63 признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ.

В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ России».

Уже сложилось мнение, что принцип добровольного применения стандарта нужно было бы сформулировать по-другому. В Европейских документах добровольность обозначена более корректно: рекомендуется к применению. По европейскому законодательству и на практике нет понятия «добровольность»: если вы пришли работать в ту или иную сферу деятельности, то все, что рекомендуется для этой сферы, вы должны использовать целиком.

И в США, где стандарты добровольные, в случае судебного разбирательства при нарушении контракта суды констатируют: данная фирма пренебрегла национальным стандартом. И с этого момента ни одна фирма не заключит с ней ни одного контракта. Вот так рынок регулирует партнерские отношения.

Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет следующие цели стандартизации:

¨     повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

¨     повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

¨     обеспечение научно-технического прогресса;

¨     повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

¨     рационального использования ресурсов;

¨     технической и информационной совместимости;

¨     сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

¨     взаимозаменяемости продукции.

Таким образом, в современных условиях у стандартов две функции:

¨     Прежде всего, стандарты должны быть взяты за основу при разработке технических регламентов.

¨     Стандарты могут служить той доказательной базой, которая позволяет выполнять требования ТР. Каждый ТР публикует перечень стандартов, которые можно использовать для соблюдения требований регламентов, тогда, применяя такой стандарт, автоматически выполняются требования регламента.

Понятно, что при этом роль стандартов существенно возрастает. В основе технического регулирования был, есть и остается стандарт. ТР есть ничто иное, как стандарт высшего уровня, принимаемый законодателями и правительством.

Одна из основных задач, которые стоят перед стандартизацией в настоящее время - это реформирование национальной системы стандартизации. Сейчас уже разработан проект документа Национальная система стандартизации». Проект реформы национальной системы стандартизации разработан на основе анализа научно-методических материалов и организационных структур национальной и зарубежной стандартизации, а также нормативного обеспечения участия России в ВТО. При этом были рассмотрены вопросы методологии и организации работ по национальной стандартизации ряда зарубежных стран, в том числе США, Великобритании, ФРГ, Франции, Украины.

Сегодня возникает закономерный вопрос, достаточна ли действующая нормативная база с точки зрения полноты охвата выпускаемой и импортируемой продукции, методов ее контроля, требований к упаковке, маркировке, транспортированию, а также способам утилизации и уничтожения, требованиям к отходам ее производства, требованиям к вторичным материалам.

Проведем небольшой анализ фонда национальных стандартов на отдельные группы продукции с учетом предлагаемых к разработке и введению технических регламентов.

Фонд национальных стандартов нашей страны составляет более 24600 стандартов, Структура фонда национальных стандартов представлена на рис.6, из них с международными стандартами гармонизировано около 37% (рис.7).

В отечественной индустрии нефтегазовая отрасль является одной из ведущих Накоплен большой опыт по разработке и внедрению стандартов на нефть, нефтепродукты и газ. Основную долю около 90 %, составляют стандарты на нефтепродукты, их них около 65%- на методы испытаний. Работы по стандартизации нефтепродуктов ведут 4 технических комитета, по газу. Работы в области стандартизации нефти проводит институт проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР). Из 216 международных стандартов (в основном на методы испытаний) в РФ введено 40.

В лесном комплексе, как одном из самых сложных и разнообразных главное внимание уделяется лесоматериалам, являющимся объектом экспортно-импортных поставок, в части методов измерений, а также подготовки комплекта нормативных документов для поэтапной интеграции лесобумажной продукции на мировой рынок, повышения эффективности российского лесного экспорта, что определено Основными направлениями развития лесной промышленности, утвержденными Правительством РФ.

В настоящее время на лесопромышленную продукцию действуют 685 стандартов, половина из которых - на методы измерений и испытаний. Работы по стандартизации осуществляют 9 технических комитетов. Из 345 международных стандартов введено в России только 53.

Химическая промышленность является базовой отраслью российской экономики, где сосредоточены большие материальные и людские ресурсы. Отрасль является поставщиком сырья, материалов, полупродуктов огромного числа производителей практически во всех отраслях промышленности, оборонного комплекса и сельского хозяйства, а также обеспечивает многочисленными и разнообразными товарами народного потребления. Общий фонд стандартов на химическую продукцию составляет 1700, из них около 90 % - на промышленную продукцию На методы испытаний разработано и введено 685 стандартов. Из действующих международных стандартов, большинство из которых составляют стандарты на методы испытаний, введено 330, что составляет 29% от числа действующих. Работы по стандартизации осуществляются 35 техническими комитетами.

Таким образом, перед стандартизацией России стоит еще очень важная задача - это гармонизация стандартов.

Рис.6 Структура фонда национальных стандартов

 

Рис. 7. Уровень гармонизации стандартов по отдельным секторам промышленности

 

1.5. Стандарты организаций

 

В Федеральном законе «О техническом регулировании» появилась, на первый взгляд, новая категория документов в области стандартизации - «стандарты организаций» В законе определено как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные организации.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» указано, что, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то, следовательно, они могут принять документально оформленное решение о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации с использованием индекса «СТП» могут в дальнейшем не применяться.

В законе «О техническом регулировании» установлен порядок применения стандартов организаций «равным образом и в равно мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП». Следовательно, данный закон не предполагает наличия каких-либо ограничений для применения стандартов организаций в договорных отношениях, в том числе в договорах на поставку продукции, применение процессов, выполнения работ и оказания услуг.

А каковы же цели разработки стандартов организаций?

В законе определено, что это общие цели стандартизации, а также :

К общим целям стандартизации согласно ФЗ относятся:

Таким, образом, в любой организации можно выявить значительное число задач, которые целесообразно решать с помощью стандартизации, производимой на уровне данной организации, исходя из определения термина «стандартизация».

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией является возможность установить свои четкие правила разработки и применения своих собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и области ее деятельности.

 

1.6. Технические условия - роль в переходный период

 

Технические условия (ТУ)- нормативный документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда создавать стандарты нецелесообразно. Фонд ТУ в настоящее время насчитывает около 600 тыс. наименований.

В современных условиях значение ТУ значительно меняется.

Именно ТУ в полной мере отвечают целям принятия ТР и целям стандартизации, включая повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан и охраны природы, обеспечение научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности продукции, рациональное использование ресурсов, взаимозаменяемость продукции и др.

Как правило, ТУ появляются в результате разработки новой продукции. В этом случае ТУ являются пионерским документом научно-технического прогресса. Ежегодно в информационном указателе «Технические условия», публикуемом издательством стандартов, дается информация примерно о 8 тыс. новых ТУ. При этом по ТУ выпускается примерно 80-85% пищевых продуктов, а в машиностроении - примерно 70-75 % продукции.

ТУ - документы, в которых конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении и транспортировании.

ТУ устанавливает полный набор требований к выпускаемой конкретной продукции (марки, типы и т.п.) и включает такие разделы, как область применения, требования к качеству и безопасности или технические требования, маркировка, упаковка, гарантии изготовителя и др.

В ТУ в полной мере реализован принцип добровольного применения стандартов, предусмотренный законом «О техническом регулировании», поскольку разработчику ТУ удобно и выгодно использовать применительно к своей продукции стандартные требования, например, по методам контроля, правилам приемки, отбора проб и т.д. При этом в большинстве случаев достаточно дать ссылки на соответствующие стандарты.

Требования стандартов, на которые даны ссылки в ТУ, становятся обязательными, т.е. в договоре на приобретение конкретной продукции указывается ее наименование и обозначение ТУ. И если потребитель заметил, что поставляемая ему продукция не соответствует требованиям ТУ, он имеет все основания обратиться в судебные органы.

Фактически ТУ - документы межотраслевого применения, они устанавливают требования к продукции, которые должны соблюдать не только изготовитель, но и приобретатель в части применения и эксплуатации, а также субъекты хозяйственной деятельности, транспортирующие и хранящие продукцию.

Кроме того, ТУ является документом, способствующим обеспечению целей подтверждения соответствия.

Используются технологии uCoz